Странное интервью получилось. Похоже, главную свою миссию депутатская группа, посетившая Гимры, выполнила. «Мы будем вас давить, а Вы - молчать!». «Все хорошо, но есть там некоторые нарушения, об этом не стоит говорить». «В целом все нормально, хотя есть незначительные хищения». Как в той самой песне «Все хорошо, прекрасная маркиза!». Самое удивительное, в селе, как говорит мой собеседник, откуда родом два имама Дагестана и Чечни, в селе, которое считается чуть ли не дагестанской Меккой, оказывается, есть и такие, которые могут лжесвидетельствовать. А лжесвидетельство – тягчайший из грехов! («если мы начнем поднимать этот вопрос и разбираться, и те, у кого ничего не пропало, могут сказать о своей пропаже» -из интервью с гимрынцем ).
Им предлагают помощь. Не оружием, не боевыми бригадами. Помощь юристов, помощь тех, кто за руку готов вывести каждого из правового тупика, в котором оказались жители целого селения. Помощь психологов. Нам отвечают: «Не хотим шума!». Приход юристов, правозащитников – шумовое оформление. Ясно, для кого оно шумовое оформление, только не для пострадавших от произвола. Если тебя унизили, а ты молчишь, – это хорошо, это по дегестански. Но если ты об этом начинаешь говорить, тем более требуешь призвать к ответу вора или насильника – это ты шумишь, это ты ведешь себя не по дагестански. А между тем, одной из причин проявления экстремизма является то, что остаются нереализованными законные возможности ответа на нарушение твоих прав. Странным выглядит и то, что «они объяснили нам, что известят об обстановке президента Дагестана». Он, оказывается, не знает. Также, как и Путин не знал, какое оружие и для чего применяли в Беслане. И какой-то представитель управления собственной безопасности МВД РД, который занят защитой прав гимрынцев. Как говорят по аварски «Бац1ал ц1унун тараб бац1». Они сегодня под крышей этого представителя МВД РД. Хотелось бы знать хоть одно дело, заведенное управлением собственной безопасности МВД РД по отношению своего высокопоставленного работника, который превышал свои полномочия и нарушал права граждан на неприкосновенность. Как говорит мой собеседник, основанием для начала контртеррористической операции в селе явилось наличие в селе десятка-другого граждан, нарушавших закон (в селе 3500 жителей). Законопослушная на всех уровнях власть разве может такое позволить? Законопослушные депутаты и государственные деятели, для которых Закон и Конституция являются священными писаниями, приехали к ним на помощь…
Если больной не желает вылечиться, ни один доктор ему не поможет, никакие лекарства его не выведут из кризиса. И нельзя требовать от каждого вести себя так, как тебе этого хочется. Ведь бессмысленно требовать от каждого поднимать стокилограммовую штангу или прыгнуть метр восемьдесят в высоту? У каждого свои и физические и моральные качества, у каждого свои способности. Спецрежим в Гимры рано или поздно завершится, гимрынцы сами с собой останутся в своей общине, селе. Самым страшным последствием этой ненормально длительной и необъяснимо жесткой спецоперации может явиться раскол гимрынского джамаата по принципу: «эти плохо себя вели в той ситуации, а эти – хорошо». Ситуация, чем-то похожая на постоккупационный синдром. Постоккупационный синдром в СССР в период Второй мировой иногда приводил к тому, что старушку, продававшую в оккупированной деревне яйца или молоко немецким офицерам, могли сослать или расстрелять. В Афганистане этот синдром привел по всей стране к разборкам с сотрудничавшими с шурави (с советскими) Наджибуллой и его партией, что в конечном итоге привело к власти талибов, а Афганистан перестал существовать как государство. Бесплодность и опасность этого синдрома нужно учесть. Главное – сохранить единство села, не допустить раскол ни по принципу религиозному, ни по принципу политическому. Время вылечит все отпечатки происшедшего. Возможно, кое-кто и преследует цель раскола сельской общины, создание непримиримых группировок в селе, «тухум на тухум, сосед на соседа», чтобы держать в постоянном страхе не только гимрынцев, но и всех в республике. Нельзя этого допускать, тем более на родине имамов. Гимрынцы должны достойно выйти из этой ситуации, сохранить мир и спокойствие в своем доме, чего я и многие дагестанцы, сочувствующие сегодня им, и желают.
Абдурашид Саидов
|