Вторник, 12.12.2017, 05:38Читайте, комментируйте, спрашивайте.
Главная » Статьи » Актуальная тема

Нажмудин Гоцинский: имам или бандит?

Открытое письмо  врачу, журналисту,  правозащитнику,

члену Русского ПЕН-Центра, автору

сайта www.saidov-ak.ucoz.ru Абдурашиду Саидову

 

Дорогой и глубокоуважаемый Абдурашид!

 

Давно перестал посещать эстрадные концерты поп-звезд, мега-звезд, супер-звезд и просто звезд, ибо не только содрогаюсь от шума звукогенераторов, от чего не улавливаю содержание их песен и болит голова, но и не имею никакого желания быть оболваненным и слушать компьютерно отшлифованную фонограмму певцов или певиц, открывающих лишь рты , как куры в полневный жар. При этом они еще так усердно дергаются на сцене, что напоминает утреннюю физзарядку пациентов в психиатрической больнице. Чтобы услышать живой голос настоящих исполнителей, я еду каждый раз на фольклороные фестивали в Шунудаг. Это мое паломничество к истокам и вершинам живой песни. Но... Уже подкрадывается ко мне боязнь псещать и выставки художников. Ты удивлен? Нет, это не связано с характером художников и их творчеством. Скорее, наоборот. У меня много добрых друзей и знакомых в среде художников и скульпторов, искусствоведов, издателей, модельеров, ювелиров, коллекционеров, резчиков по дереву и других мастеров народных промыслов. Мало того, не было ни одной московской выставки художников-дагестанцев, которые бы я не посещал с искренней радостью. Кроме того, обожаю посещать мастерские художников, скульпторов, ибо там особая аура искренности, возвышенности, созидательности, толерантности и таинственности. Настоящих, а не хозрасчетных художников я считаю посредниками между людьми и небесами. И тем не менее...

Я рассказывал тебе о грустном факте в 2007 году на выставке талантливого художника и философа Лак Буни в Постпредстве РД (см. статью «Национал-шизофрения зарождается на Кавказе?»). Об этом вышел материал в газете «Северный Кавказ» и просил тебя выставить его на своем сайте. Ей-Богу не предполагал, что такое может повториться! Я ошибся. И плохое, оказывается, имеет свойство повторяться при молчании равнодушных.

28 февраля 2008 года. Московский Дом Национальностей. Выставка незабвенного художника Омара Ефимова. Я знал его. Он был солнечным, душевным и искренним человеком. Это закономерно отразилось и на его творчестве. Его картины щедро насыщенны теплотой, душевностью, интернационализмом. Все участники этой замечательной выставки памяти говорили об Омаре Ефимове с очень большой теплотой. И эти воспоминания были искренними. И вдруг... В своем продолжительном выступлении известный журналист Дагестана Бута Бутаев говорит: «... когда в Кумухе установилась советская власть, банда аварцев во главе с Гоцинским окружили Кумух». Не было исторической увязки между художником Ефимовым и имамом Нажмудином Гоцинским. Жили они в разные времена, и знать друг друга не могли. Тем не менее, Бутаев очернил Гоцинского как смог. Имам ведь не сможет ответить журналисту. То ли это связано с невежеством, то ли какой-то личной неприязнью Бутаева к имаму Гоцинскому?

Выступление журналиста Бутаева было публичным, в официальном учреждении и на официальном мероприятии в сообществе московских дагестанцев. Его выступление было официальным и по программе проведения вечера. Я знаю Бутаева как автора биографической книги «Амет-хан Султан» - о  дважды Герое Советского Союза, отважном летчике-испытателе. Книга издана в хорошем исполнении при финансовой поддержке Московского правительства. И если такие образованные люди, как Бутаев, страдают историческим беспамятством убийственным оскорблением не только ушедших из жизни достойных дагестанцев, но и чернением другого народа, не удивительно присутствие до сих пор на земле зла и ненависти, в том числе и в Дагестане. И в этот раз странным было молчание всех присутствовавших. А ведь среди них были очень много высокоавторитетных дагестанцев. Неужели и все они согласны с оценкой Бутаева, выставленной имаму Гоцинскому?

Когда в 1989 году я учредил Московский Центр Культуры «Дагестан», я заявил всем, что в МЦК «Дагестан» никогда не будет позволено оскорбление любого народа, здесь не место экстремизму и политике. Все с этим согласились и всегда следовали этому принципу. А выставки художников Дагестана всегда проводятся по инициативе МКЦ «Дагестан». Не дождавшись отповеди Бутаевщине от участников этого вечера, я попросил слово. «И я знал Омара. Бывал у него в мастерской и на всех его выставках. Я благодарен всем организаторам этой выставки. Тут прозвучала справедливая мысль, что не все состоятельные дагестанцы знают о мероприятиях, в которых и они могли бы принять участие. Вот для всех вас и передачи вами другим сообщаю, что 17 июля в Махачкале планируется большой благотворительный вечер, посвященный помощи детям-сиротам, а их в родном нашем Дагестане более 10 тыс. Из них более 500 сирот в детских домах для сирот. Приглашаю каждого и всех принять посильное участие в судьбе этих сирот или, хотя бы одного из них. Я заранее благодарен каждому благотворителю. Уже выразил свою готовность Омари Каллаев принять участие в проекте «Дагестан без сирот!». Но нельзя же все время нагружать этого благороднейшего мецената! И, наконец, скажу участникам этой памятной выставки Омара Ефимова и уважаемому журналисту Бутаеву лично о том, что дагестанцы никогда не избирали бандитов имамами. Повторяю — ИМАМАМИ, не путайте с другими выборами! И Нажмудин Гоцинский, кстати, не был бандитом. Он был талантливым поэтом, философом, теологом, просветителем и филантропом. Его книги издавались в странах Востока. А по поводу отряда аварцев-бандитов скажу, что в моем присутствии никогда и никому я не позволял и не позволю говорить ни одного оскорбительного слова против любого народа в этом подлунном мире! Вы об этом хорошо знаете! Многие присутствующие были свидетелями, как мне пришлось останавливать одного нашего известного земляка, который в Постпредстве заявил о своем новом статусе борца с евреями. Я тогда выразил свое негодование. И сегодня я в том же статусе искреннего негодования».  Я встал и ушел, не остался на традиционном в таких случаях ужине после официальной части.

 

Дорогой Абдурашид!

Пишу тебе это письмо еще оттого, что никто (никто!) из участников этого вечера не позвонил мне ни в тот вечер, ни в последующие дни с выражением своего мнения. Значит, все они согласны антигоцинизмом Бутаева или с моим резким неприятием оскорбления любого народа? Нельзя же соглашаться со всеми и во всем? Надо же взрослым людям иметь собственное мнение? Для этого же не нужно никакого героизма! А к вечеру следующего дня позвонил мне художник из США Бениамин Шалумов Он предложил мне организовать аукцион картин дагестанских художников, а вырученную сумму направить в помощь сиротам Дагестана. Суперпредложение! Бениамин представит на этот аукцион свои картины тоже. Больше никто не звонил.

Я чрезмерно благодарен Бениамину Шалумову не только за масштабность его таланта, но и за щедрость его души. Что ты скажешь на все это? Может, мне уже перестать посещать и выставки художников? Может перестать замечать оскорбительные высказывания, если они не направлены лично против меня? Может стать конформистом, так спокойнее жить и со всеми будешь в хороших взаимоотношениях? Наплевать на пошлость, примитивность и озлобленность иных человекоподобных? Или, я в чем-то не прав? Может что-то важное я недопонимаю в этой жизни? Спрашиваю обо всем тебя потому, что другим быть уже не смогу.

И последнее. Очень прошу тебя поведать через свой сайт правду об имаме Гоцинском, ибо многие дагестанцы и сегодня в плену советских догм, когда черной краской мазали всех, кто не принял советский режим. Ты хорошо знаешь благородного имама, ты даже своего сына назвал в честь Гоцинского — Нажмудином. Именами бандитов сыновей на Кавказе не называют.

При всем этом, я вовсе не против советско-коммунистического прошлого нашей страны. Это уже история. И в ней было много черного, разрушительного, кровавого, постыдного, омерзительного и ГУЛАГовского, но было и светлого, созидательного, победного, героического, возвышенного тоже. Я точно знаю, что без советской власти мне, сироте, никогда не удалось бы поступить в медицинский институт, где взятки для поступления уже достигли $20 тыс! Но при этом не позволительно соотносить в категорию бандитов тех, кто не принял советский режим и боролся против этой власти. Времена были сложными, особенно в эпоху Гоцинского. И нужно оценивать события, личности с позиции той эпохи и тех лет. А вообще-то, неприлично заниматься стрельбой в прошлое. Не так ли?

В ожидании твоего ответа Магомед Абдулхабиров
 
 

Уважаемый Магомед!

Разделяю твое беспокойство той атмосферой и обстановкой бескультурья, нетерпимости и все нарастающей национальной розни вокруг нас,  в стране, в которой мы росли, учились, живем и работаем. Нас учили любить родину, уважать народы, населяющие эту нашу общую родину. Много чему нас учили. Этого, как ни странно, оказалось мало. Мало потому, что родина и государство не совсем одно и то же, власть и народы, что нам предлагали любить и ценить, также оказались далеки друг от друга. Что касается концертов — согласен с тобой, ибо не только не вижу культуру на сцене, но нет ее и в зале! Только так трезвонят чантафоны (мобильники) на концертах, постоянное перемещение зрителей в зале, автономное существование некоторых групп молодых людей рядом с тобой, не замечающих не только то, что происходит на сцене, но и людей рядом, пришедших слушать не их, а певцов, видеть не их — а исполнителей! Что же касается выставок художников — ведь атмосферу на этих выставках создают не только полотна художников, но, как ты сам убедился, и присутствующие! А пренебрежение интересами рядом стоящих, этикет поведения, культура речи — это то, чего не приобретешь за деньги. В остальном ведь у тех, кто позволяет себе оскорбление в адрес аварцев ли, евреев ли, все в порядке — они не бедные люди, имеют вес как в обществе, так и заслуги перед государством. А оскорбление по национальному признаку в стране уже стало обычным явлением. О чем говорить, когда УБИВАЮТ на почве национальной розни! За всего 2 месяца этого года в одной лишь Москве зарегистрировано 7 убийств на национальной почве, выходцев из Средней Азии и других регионов бывшего СССР. Что же касается Бутаева, я далек от мысли, что его одолевают какие-то антиаварские или иные чувства, которые можно отнести к непримиримости по отношению к какой-либо национальности. Это наследие, как говорят,  «совка». Правительство Гоцинского было многонациональным, как и армия. Известный сын кумыкского народа Гайдар Баммат был премьер министром и министром иностарнных дел Горской республики. Тут идеологические причины, не национальные. Прекрасно помню, как в 4-м или в 5-м классе заставляли выучить наизусть стихотворение, посвященное «кровожадному», «скупому» и «тупоголовому» Гоцинскому. Если человек вырос только на соцреализме и у него не было желания искать,узнавать, получать информацию из других источников, что сказать? И это не редкость, ведь и среди нас, врачей, встречаешь людей, которые не знают ни фамилию премьер-министра страны, ни разницы между правительством и  госдумой, уверенных в том, что министров мы избираем всеобщим голосованием, не говоря о том, что им глубоко наплевать, что происходит на Кавказе, Абхазии или в Сербии! Их это не волнует. От зарплаты до зарплаты. На работу и домой. ОРТ, РТР, Петросян, Степаненко, Пугачева, Дубовицкая, Билан, Киркоров, Сердючко. Сериалы, сериалы, лет на 10 вперед сериалы. И все — что еще надо? Я, сказать правду, иногда начинаю завидовать таким. «Не знает море, что оно море. Не знают чайки, что они чайки».

Что же касается личности Гоцинского, скажу сразу — я ведь не в состоянии описать и охарактеризовать эту личность. Мы ведь не историки. Только могу высказать лишь свое мнение, с которым могут соглашаться или не соглашаться. Тем не менее, я к этой личности отношусь с чувством глубочайшего уважения. Это человек, который искренне отдал себя Дагестану, посвятил себя служению родине. С его-то богатствами можно было еще задолго до начала военных действий в Дагестане уехать и жить себе спокойно где-нибудь на Востоке. И Запад бы его с удовольствием принял. И не только потому, что он привез бы с собой сокровища. А оскорбление заслуженных и незаслуженное возвышение других, к моему сожаленью, у нас и сегодня продолжается. И сегодня называют улицы и площади именами террористов и бандитов. Как справедливо указал в своих комментариях один из посетителей моего сайта, если ставят памятники террористам, ничего другого не остается, кроме как взрывать и сносить их. Обрати внимание на то, что в Махачкале не остается подъезда без мемориальных досок. «Здесь жил член РевКома...», «Здесь жил секретарь партячейки...», «Здесь жил заслуженный работник НКВД, отважный борец за советскую власть...» и т.д. И сегодня проводятся научные конференции (за бюджетные средства), посвященные жизни и деятельности «выдающихся» деятелей советской власти, из номера в номер в республиканских (правительственных) газетах публикуются биографии тех, кто боролся с народом ради установления диктатуры пролетариата. Я вспоминаю одного даргинца, который провел 8 или 10 послевоенных лет в лагерях, ему выдирали ногти, требуя признать свою антисоветскую деятельность и причастность к враждебным советскому союзу силам. Ему ломали кости. А всего то случилось вот что:

В годы войны ему было 15-16 лет. На сельском колхозном собрании передовой доярке, у которой было трое детей, а муж не вернулся с войны, в присутствии представителя районного комитата ВКП(б) и других «видных» деятелей председатель колхоза вручил  переходящий вымпел (были такие красные типа флажков с надписью «Ударник коммунистического труда» или «Победителю соцсоревнования» с изображением барельефа сифилитика). И этот юноша на этом собрании с места крикнул: «У нее трое сирот дома, ты бы барана ей колхозного вручил, а не эту тряпочку! Тряпочкой дети сыты не будут!». На следующий день в село (Кадар, если не ошибаюсь) пришли те самые «заслуженные работники НКВД, отважные борцы за советскую власть» и забрали его. Он отсидел свое и вышел. В те годы, когда он ко мне обратился (1990-й) он не имел ни пенсии, ни пособий. Он не был реабилитирован, тогда еще не дошли до него. Мало того, его постоянно ловили махачкалинские милиционеры и отправляли к себе в село, чтобы он не ходил по инстанциям и не жаловался, потому он постоянно оглядывался, боялся быть пойманным и скрученным ментами. «Следователь, который вел мое дело и прокурор обвинивший меня на суде и сегодня обвешанные орденскими планками играют шахматы в приморском парке Махачкалы, получают повышенную пенсию и живут припеваючи, я и сегодня враг народа!» - надрывая голос и со слезами на глазах выдавал свою боль и обиду перемолотый системой, не по годам изношенный бедный горец.

Да, Магомед, легче всего пропускать такие моменты мимо ушей, даже если к тебе непосредственно обращаются жертвы. «Что вас беспокоит? Это не ко мне. Я хирург. Я травматолог. Если есть по этой части вопросы — пожалуйста. Остальное — психиатру. Адвокату. Невропатологу. Президенту. Министру. Главе администрации. В ЖКХ». Ведь ты так не сможешь! И то, что продолжает происходить и сегодня — результат отсутствия покаяния государства перед народом, результат двойных стандартов, которыми руководствуется государство, не осудившее как идеологию коммунизма, так исполнителей в лице тех самых «выдающихся», которым и сегодня продолжаем ставить памятники, проводить конференции, отмечать юбилеи. Допускаю, что Гоцинский на допросе ОГПУэти деятели были прекрасными отцами, добрыми дедушками, а сегодня благодарные и состоятельные потомки ставят мемориальные доски у подъездов домов, где они жили. Мы с тобой можем такую прибить к подъезду в честь кого-нибудь? Город, администрация должна регулировать этот процесс? Ведь на стенах некоторых домов в Махачкале некуда табличку прибить!

Что же касается советского союза и всего, что ты перечислил в конце своего письма, позволь не согласиться с тобой. Начну с того, что если бы не советская власть, возможно тебе не пришлось испытать горькую судьбу сиротства. Извини, это мое мнение. История и «если бы» - бесконечные рассуждения, тем не менее. Ведь Вторая мировая была результатом грязных, подлых игр и маневров двух тиранов — Сталина и Гитлера. Результатом борьбы за влияние в мире того самого коммунизма, грозившего «разжечь мировой пожар», и фашизма. Кто из них несет большую ответственность за войну, кто меньшую — лично я не берусь утверждать. Это отдельная тема, которую не нам раскрывать. Миллионы сирот было в этой стране по вине именно режима. А взяточничество в такой форме и размерах как у нас, нет даже, как ты в своих материалах пишешь,  в соседней Турции, где в ВУЗы попадают исключительно по способностям. Это мы плодим дипломированных олигофренов, наркоманов, бандитов, у которых всего лишь богатые родители. Не мозги. Не совесть. Не профессионализм. И не иман, позволяющий отличить халал от харама. А всего лишь богатые родители. Поправлюсь и тут: и в богатой семье рождаются гении, но в богатстве кровавом, замешанном на воровстве и обмане, во взяточничестве и вымогательстве, наделенные природой совестью дети могут стать лишь в протест своим родителям. И это редкость. Почти такая же, как и гении. Извини, если что не так. А выставки мы будем посещать, искусство бессмертно, оно радует, лечит, обогащает, потому будем любоваться, невзирая на оценки и суждения некоторых наших земляков. «Ты на врага в печи не разводи огня, а то она спалит и самого тебя» (Шекспир).
Приведу тебе и стихи Нажмудина, которые передают его настрение, переживания, боль в те годы, когда он уже скрывался от ОГПУ и находился на нелегальном положении в горах Чечни.
 

Поэзия Нажмудина Гоцинского

(аварск.)

Дица щиб гьабилеб тушман бергьунин?

Гъалбац1 къурбанлъунин, болъон бергьунин?

Къуват дозул цик1к1ун, я дун г1ажизлъун,

Бергьинч1о дидаса дир тушманзаби!

Дирго мунагьаца, дирго божиялъ

Лъун ватана г1одов расги лъач1ого.

Богол как бан хаду радакьлъилалде

Дунги накълулъилев Аллагьасе.

Квенги бук1инеб дир дие хъвараб жо,

Рет1елги бук1ина г1аврат бахчараб.

Бищунго урхъараб кваналеб ниг1мат -

Цо чадил моч1оги лъадал парччиги.

Г1ид бук1инеб дир дун кванараб къо,

Халкъалъул г1идалги дие балагьал.

Дир хазина буго вакъараб мехалъ

Къулч1изе щванани щибниги ниг1мат.

Лукъма тун бат1ияб  боц1иги мулкги -

Гьороца хъамулеб х1ур буго дие!

Рузал вах1шилъулел к1к1алалгун щобал -

Рукълъун буго дие жанив свердезе.

Гурх1ел т1аг1аразул г1асиял гьаркьал,

Коч1ол бакъанг1адин раг1ула дида.

Бец1лъиялъ лъалк1ачал х1айран гьарулел

Гьайбатал сардалги дир рогьалил г1уж.

Халкъалде баккулеб рогьалил канлъи 

Гьебги бугеб дие марк1ач1ул г1ужлъун.

Замгьариялдаса квачараб къоги

Ихлъун лъугьун буго дир къисматалъе,

Халкъалде бач1унеб ихдалил заман

Хаселлъун ч1ун буго дида т1ад рек1ун.

Чиго жанив гьеч1еб авлахъги щобги

Хъалалъун сверана дун пакъирасе.

Дун вохун гьимиги — г1оди буго гьеб!

 Халкъалъ ц1ар гьабиги — гьеб хъами буго.

Амма гьел хъамиял — дун вецци буго.

Гьез дие гьарулел сайигъаталги -

Киналдасаго дун мах1румлъи буго,

Амма гьеб мах1румлъи гьез дие кьолеб

Бищун т1адег1анаб сайигъат буго.

 

ГОЦИНСКИЙ - значение слова, источник: Большая Советская Энциклопедия ,Нажмутдин (1859, с. Гоцо, ныне Даг. АССР, - 1925, Ростов-на-Дону), один из руководителей контрреволюции на Сев. Кавказе (1917-21). Крупный землевладелец, сын Магомеда Донгонола - одного из наибов Шамиля. После Февр. революции 1917 вошёл в даг. бурж.-националистич. облисполком, а также в "горское пр-во" в качестве муфтия (духовного главы). В 1917 провозглашён четвёртым имамом Сев. Кавказа. Г. стремился создать на терр. горцев Сев. Кавказа имамат -шириатскую монархию под протекторатом Турции. В марте 1918 отряды Г. свергли Сов. власть в Порт-Петровске я совм. с герм.-тур. интервентами воевали против Красной Армии. В 1920-21 в горах Дагестана при активном участии Г. был поднят антисов. мятеж; после его подавления (в марте 1921) Г. бежал в Чечню. В 1925 арестован и расстрелян по приговору сов. суда.

 
  
Категория: Актуальная тема | Добавил: saidov-ak (05.03.2008) | Автор: письмо Магомеда и мой ответ
Просмотров: 1580 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 4
4  
Полностью согласна с Магомедом Абдулхабировым, что такие высказывания недопустимы. Это еще Слава Богу, что остались люди, которые готовы потратить нервы, выражать свой протест против этого, как Абдулхабиров, выступить на той выставке, и по крайней мере, не позволить пройти этому как будто все нормально. Во-первых, мы "об-европеиваемся", из всех щелей прет к нам чуждое нам мировоззрение и чуждая нам "культура": это совершенно не по-дагестански, как уже и сказал и Абдулхабиров неоднократно. А во-вторых, что удивляться: общество потребления несет совершенно иную систему ценностей, и это закономерно, что уровень духовности падает. Если мощный акцент делать на всём материальном, то не остается места в сознании для таких понятий как уважение к чужой и своей национальности, чужому и своему личному достоинству. Меткие слова Адалло - пусть жиреют как домашние коты! - они правда и с грустью сказаны.

3  
А вы как думаете? Не поленитесь, оставьте свое мнение.

2  
эти стороники ссср и сегодня что-то пищут, советуют и хвалят комунистов и ссср - это одна капля крови, море крови было таких как нажмудин и этот даргинец. Он наверное и смысла сказаного даже непонимал тогда, зато власт показал ему как надо любить власт. И чего он кирпичом не стукнул этого пракурора? хотя би плюнул в лицо тому и другому в этом парке. Эти втерани и сегодня за какой-то жалкий паек от Муху и сегодня в ветеранских оргнаизациях с трибун учат нас чему-то - как работат и как жит. Такие же письма пищут как и фазу. А стихи надо прервести Бутаеву ест там несколко слов посвященних ему и подобним овцам.

1  
Я думаю, что журналист Бутаев не должен употреблять такие двусмысленные слова в своей речи. Может он совершенно нормальный интернационалист. Любому человеку надо следить за своей речью, тем более журналисту такого высокого ранга как многоуважаемый Бута Бутаев.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz