Соблюдать не запрещено, навязывать не дано
В последнее время все чаще звучит требование духовенства ввести в республике раздельное обучение девочек и мальчиков в школах Дагестана. Идет сбор подписей под этим требованием. Ведется определенная работа духовенством. Инициатива поддержана официальными лицами от ДУМД. Есть сторонники такого подхода к образованию со своими доводами и аргументами, есть противники. А у подписантов и инициаторов этой акции есть надежда на положительное решение этого вопроса.
Как гражданину и как одному из дагестанцев, у которого тоже есть дети и внуки, не могу не высказать и свое мнение по этому поводу. Ибо это может коснуться всех дагестанцев, проживающих на территории республики.
В разные времена и в разных странах существовал разный подход к данному вопросу. И это независимо от принципов ислама. Не думаю, что русский царь, создавая институт благородных девиц или гимназии для девочек, думал о нормах шариата. Просто до середины Х1Х века образование было чисто семейным делом, а государство начало заботиться об образовании, прежде всего лиц мужского пола. До открытия женских гимназий, института благородных девиц, девочки могли получать образование лишь в семьях путем приглашения преподавателей, гувернанток, воспитателей, нянь. Были церковно-приходские школы, где девочек обучали грамоте лишь с одной целью: научиться читать Библию.
Мы живем в ХХ1 веке. В веке, претерпевшем колоссальные изменения. Сомневаюсь, что религиозные постулаты VII века реализуемы сегодня. Причем, реализуемы безболезненно. Да, можно принять такой указ, строго следить за соблюдением этого указа, наказывать нарушителей, требовать неукоснительного выполнения его педагогами, министерством народного образования, родителями, наконец, всем обществом.
Не надо скрывать то, что есть определенная категория людей, придерживающаяся радикальных (кому не нравится данное выражение — чистых) принципов ислама. Для них данный вопрос актуален. А демократическое общество не должно подавлять меньшинство, в том числе и радикалов.
Мы живем в светском, демократическом государстве. По крайней мере, это я декларирую по Конституции РФ. Мусульманину положено жить по Корану. Радикалам, в частности идеологам радикализма, которым за 50, мой вопрос: где было это «положено» в советские, коммунистические времена, когда джумма-молитву (пятничную молитву) нельзя было совершать в мечети?! Я знал одного единственного дагестанца, который в 1958 году выступил с обращением к мировому сообществу (!) с идеей джихада против СССР и коммунистического режима, за что получил свои годы в ГУЛаге — Магомедрасула Мугумаева (да смилостивится над ним Аллах!). Сегодня Конституция РФ позволяет свободу вероисповедания. Реально ограничивают ее сегодня лишь представители официального духовенства: патриархи, протоиреи, имамы, муллы, муфтии, раввины и прочие. Но за каждым гражданином сохраняется право собственного поиска ИСТИНЫ. И поиск этот не должен выходить за рамки Конституции страны, в которой ты проживаешь. Выходит, расширение рамок прав по Конституции тоже плохо? Зажать? Пересажать? Подавить? Мы это проходили. Мы там уже были. «Ничего хорошего там нет» - как пел известный бард, кумир миллионов той страны, называвшейся СССР, Владимир Высоцкий. Поверьте, хорошего там было мало. Запреты и ограничения не приведут к всеобщей гармонии. И не приводили.
Мы готовим детей к жизни в современном обществе. Современное общество — учеба, работа, быт, семейная жизнь наших детей. Если мы с детского возраста избавим их от общения с противоположным полом, если мы их до 17-18 лет рассадим за разные парты и разведем по разным помещениям, в будущей (не в загробной жизни), у них возникнут психологические проблемы общения, проблемы существования в этом, по их мнению, грешном, аморальном и не соответствующем их представлениям мире. Вряд ли какой отец захочет этих проблем.
Мечты об изменении миропорядка возникают у всех, они естественны, ибо мир и сегодня несовершенен. Несовершенен он, несмотря на то, что теории по его обустройству возникали с древних времен, в том числе и Корану более 1400 лет и все эти годы были и остаются попытки установить гармоничное обустройство общества, где каждый чувствовал бы себя защищенным, востребованным, где справедливость и равенство были бы принципами существования государства. У кого-то эти мечты проходят быстро, кто-то с этими мечтами уходит в науку, философию, религию и пишет научные трактаты по теории мироустройства, оставаясь романтиками всю свою жизнь. Иные включаются в большевистского типа организации (христианского, исламского или иного религиозного оттенка, или, как это было в начале прошлого века, атеистического толка террористические организации, которые тоже ставили цель насильственного изменения мирового порядка). «Мы новый мир построим». Порой на большевистский (террористический) метод толкает сам государственный режим, разными путями ограничивающий политические, экономические свободы, в конечном счете, создающие революционную ситуацию по Марксу. Само по себе требование ввести шариатские нормы в республике не является ни радикальным, ни криминальным деянием. Только КАК? Силой? Шантажом? Запугиванием? Это террор. Это путь к диктатуре. Парламентским путем? Пожалуйста! Только для этого нужно стараться избрать не менее 2/3 парламента из представителей сторонников шариата. Насколько это реально сегодня, настолько же реально и введение шариатских норм в Дагестане. Путем навязывания, пусть даже десятков тысяч подписантов, путем вооруженного противодействия существующей власти, мы республику к совершенству не приведем. Дестабилизировать ситуацию, усилить преследования, ужесточить режим в республике, подорвать ее экономику — сможем. Но кому от этого станет лучше?
Возвращаясь к требованию раздельного обучения мальчиков и девочек в школах, не могу не задать вопрос сторонникам такого метода: Это единственное, чего не хватает для исламизации Дагестана? По нормам ислама, любое пребывание женщины на собрании или сборе разнополых людей недопустимо. Уединение женщины с мужчиной, если теоретически она может стать для того женой (кроме родного брата, сына, родного дяди или племянника, отца) приравнивается к измене мужу. А измена мужу предполагает 100 ударов палкой. Женщина не может войти в автобус или в иной транспорт (без сопровождения ближайших родственников мужского пола), если там находится хоть один мужчина. Выходит, женщина-врач не может находиться в одной ординаторской с мужчинами-коллегами. Тем более не может принимать пациента в одном кабинете без собственного мужа, сына или родного брата, на протяжении всего рабочего дня сидящего рядом. По дороге, тротуару женщина должна ходить лишь по обочине, по самому краю, не привлекая на себя внимание. Женщина не может выйти из дома без сопровождения одного из вышеуказанных родственников мужского пола, тем более на дальние и длительные поездки. О каких деловых и иных поездках женщин по стране и за границу может идти речь? Не буду перечислять другие правила в отношении поведения женщины, чтобы не утомлять читателя. Соблюдать эти принципы сегодня никому не запрещено, пожалуйста, сопровождайте своих жен, сестер, дочерей. Но и навязывать это всему обществу никому не дано. Пусть женщина ходит по самому краю тротуара, не обращая на себя внимание чужих мужчин, лишь бы она не взрывала себя и окружающих. Пусть женщина входит в любой общественный транспорт, лишь бы она не превращала его в братскую могилу для всех окружающих. Как-то, войдя в вагон московского метро с одним из радикальных исламистов, я заметил женщину в хиджабе, сидя в вагоне читающую Коран. Я своему спутнику тут же сказал: «давай-ка сядем на следующий поезд, от беды подальше!». Мы вышли из поезда, и мой спутник понял, почему я это сделал. Раз мой спутник последовал за мной, и радикалы хотят ЖИТЬ?
Хочется надеяться, что никакие подписи и обращения не позволят министерству народного образования РД идти на поводу подписантов, ибо Дагестан является своим домом не только для десятков тысяч носителей тюбетеек и хиджаба, права которых тоже нужно защищать, а для сотен тысяч представителей разных национальностей и религий людей. Что же касается раздельного обучения — для желающих есть в республике сотни медресе, исламские ВУЗы и иные учебные заведения, где они могут реализовать свои права. И это один из признаков демократии, которая связана с падением коммунистического режима и с приходом к власти так непопулярных сегодня и нелюбимых народом демократов в начале 1990-х годов.
Источник: http://dagpravda.ru/article/3754 |