Вторник, 22.08.2017, 14:06Читайте, комментируйте, спрашивайте.
Главная » Статьи » книги

Диалоги с Адалло-2 ч.14

       - Пережитое  и прожитое тобой хватит  на многие жизни. Ты выглядишь сегодня как древнегреческий философ. Пожалуйста, охарактеризуй с высоты  своих лет сущность и смысл жизни.

 

      - В благодарность за твой комплимент о моем сходстве с древнегреческим философом, я сейчас расскажу тебе о своем «открытии» именно смысла и сущности жизни. Никому о нем я еще не поведал. На нашей земле появлялись и исчезали цивилизации, рождались и умирали философы, мудрецы и поэты. Тысячелетия строили для нас  горы из книг, по желобам веков до нас текли реки песен и легенд. Как и  многие,  я  не был  лишен Всевышним  наследия далеких и близких предков. Но в том мизере знаний, доставшемся мне, я ни разу не обнаружил даже подобие однажды осенившей меня мысли.

      Ты врач. И я имею кое-какие представления о народном врачевании. Поэтому, с одной стороны, мне легче будет побеседовать с тобой на эту тему, а с другой…, если не относишь себя к верующим, то, как советует юморист Петросян, я буду рассказывать тебе медленно и дважды.

      Итак, в святом Куране говорится о капле жидкости, из чего возникает человек. Мы с тобой понимаем, что здесь речь идет о сперме, содержащей в себе миллионы сперматозоидов. А эти миллионы ведут между собой борьбу за вход на свет Божий. Удача достается только одному и очень редко двум или трем сперматозоидам. Нам не дано знать, по каким Божьим  законам отвергаются и, не родившись, там же погибают минимум, грубо говоря, девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять потенциальных человек. Именно этот подсчет привел меня к открытию (для себя, конечно) смысла и сущности жизни.

      Фактически мы с тобой  являемся пока избранниками судьбы. То же самое относится и к шести миллиардам, населяющим сегодня планету Земля.  Как мы переходили из неизвестного нам прошлого состояния в настоящее – земное, так нас и впереди уже ждет переход в совсем иное – небесное, вечное. Разумеется, как предыдущий, так и предстоящий «конкурс»  нам не обойти. Только в этом «конкурсе» вижу я смысл и сущность нашей земной жизни. Условия же этого «конкурса» четко,  ясно и не однажды описаны в Куране: точное выполнение наказов Всевышнего и доскональное усвоение  наставлений Его Пророков. Васалам вакалам!

 

      - Уникальнейшая трактовка смысла жизни. Такая трактовка возвышает человека и прибавляет ответственность за все то, что он говорит и делает.  Что бы ты посоветовал молодому человеку, ищущему свою дорогу в этой малообустроенной жизни?

 

       - Несмотря на прожитые годы, я еще не чувствую себя созревшим для раздачи  советов. Но побежать к закромам предков и, взяв кое-что там, вернуться, я могу. Вот они, предки, советуют этому молодому человеку, прежде всего, постараться превратить и для себя и для других малообустроенную жизнь в благоустроенную. Прочту также этому молодому человеку несколько их советов: 1. Чем дальше отойдешь от себя, от  сути своей, от того, что заложено в твоем характере и облике твоем, тем труднее вернуться, тем легче соскочить с рельсов и разбиться…2. Встреча с одним мудрым несравненно дороже блужданий в несметной толпе мирски настроенных людей. 3. Не тот в беде, на кого свалилась беда, а тот, кто при ней теряет сабру (спокойствие, терпение). 4. Загрязненная злобой и агрессией душа – это нарушение законов Аллаха. 5. Знай, твою судьбу никто у тебя не украдет. 6. Желаешь нерушимого покоя: всегда себя укоряй,  других прощай. 7. Коль жаждешь золота и  стремишься к серебру – твои усилия к добру не приведут.

 

      - Замечательные советы! С годами грусть чаще посещает меня. В какой пропорции в твоем сердце поселились оптимизм и пессимизм?

 

      - По-моему, чувство грусти напрямую связано с истинной поэзией и никакой связи с пессимизмом  оно не имеет. Очень часто и меня называли пессимистом. Даже  известные литературные  критики в своих статьях и съездовских выступлениях не упускали случая  подколоть меня этим термином, ставшим в те мрачные годы соцреализма почти ругательным. Все поголовно  должны были быть оптимистами. Кстати, и это понятие далеко от поэзии. Мне, откровенно говоря, не совсем понятно, какой смысл ты  вкладываешь в эти слова. Древние греки называли поэзию «говорящей живописью». Так вот, художник рисует мир таким, каким он его видит, совершенно не задумываясь над тем, пессимист он или оптимист. Человек искусства не терпит никаких предвзятых установок. Фридрих Ницше, например, себя считал «героическим пессимистом». Т. е. он никак не был в восторге от окружающей его действительности и, черпая вдохновение в прошлом – романтически переосмысленном прошлом, уверенно смотрел в будущее. Его пессимизм не имел ничего общего с упадничеством и бессилием. Напротив, стиль Ницше - динамичный, утверждающий, переполненный энергетикой, я бы даже сказал – задорный. Он писал «кровью» и требовал этого от других. Недаром выдающийся пакистанский поэт Мухаммад Икбал охарактеризовал его как «кафира с верующим сердцем». Эта характеристика в духе самого Ницше - мастера парадоксов, недомолвок, каламбуров…  Поэтому Мухаммад Икбал так его и назвал. Но всё это нельзя серьёзно воспринимать. Изрядная доля юмора прослеживается там и здесь: «героический пессимизм», «кафир с верующим сердцем». Кстати, сам Фридрих Ницше, не в пример многим современным западным,  т.н.,«демократам» с большим уважением относился к Исламу. Его высказывания о нашей религии: «Ислам- это религия мужей» вряд ли потеряет когда-нибудь свою актуальность. Арабская поговорка гласит: «Нет Ислама без муррувы» (т. е. «доблести», «мужества»). Пессимизм, оптимизм…  Всё это никак не вяжется с моим творчеством, потому что я не взираю на мир через чёрные или розовые очки.  Это крайности. Стремлюсь их избегать. Не знаю только, насколько мне это удаётся. Но даже тогда, когда вроде бы и нет никакого повода для радости, во всём том, что я пишу, прослеживается жизнеутверждающая нотка. Иначе и быть не может. Согласно одной из ключевых исламских установок, мусульманин должен  достойно принять всё, что ему ниспослано Создателем. В конце концов, любой закат беременен рассветом и каждую ночь сменит утро.

 Авторитетно заявляю: я никогда не был ни пессимистом, ни, тем более, оптимистом. Речке, текущей  по горной  долине, предназначено петь свою песню с естественной примесью грусти.

 

      - Мне кажется, что научно-технический прогресс не прибавляет человечеству совестливости, а конъюнктурность в человеке многократно больше, нежели  благодеяние и жертвенность?

 

      - Научно-технический прогресс отвлекает человечество от Неба. Именно этим и объясняется катастрофическое падение нравов, из-за чего, как ты уже сказал, конъюнктурности в человеке становится многократно больше, нежели благодеяния и жертвенности.

      Животному любого вида не свойственно осознанное благодеяние или осмысленная жертвенность. Животное есть животное. Когда-то Дарвин ввел в обиход понятие «человекообразные обезьяны». Видимо, настало время для обратного толкования этих слов – «обезьянообразные люди». Для подтверждения этой мысли прочту тебе цитату из тибетской книги «Посох мудрости»:

                               

                            

                         «В еде, сне и спаривании люди и животные схожи:

                         Человек превосходит животное,

                         предпринимая религиозные занятия;

                         Так почему же должен человек не походить на

                         Животное

                         Если он не имеет религии?»

 

       - Адалло! Наверняка были в эти годы большие потери и в твоем архиве тоже, как ты это пережил и как ты это восстанавливаешь?

 

      -  В моё отсутствие в течение шести лет, оказывается, моя квартира была превращена в настоящий огород для коз. Приходили среди бела дня, приходили поздними ночами. Обыскивали и уносили мешками мои книги и подшивки газет, редактором которых я был. Много рукописей исчезло, исчезли и редкие книги. Словом, много вещей, необходимых для дальнейшей писательской работы, я на месте не нашел. По возвращении обнаружилась также пропажа одежды и некоторой домашней утвари. Считаю все это не обыском, а натуральным крохоборством. Правда, позже до меня дошли слухи, что мое жилье посещали не только люди из официальных органов, но и переодетые в войсковые или милицейские формы проходимцы. Их крохоборство наводит на мысль, что действительно оно так и было. Это подтверждает еще и то, что они были чрезмерно наглы, бестактны и…трусливы. Все их действия напоминали грабителей. Очень уж торопились…

      Что поделаешь, рукописей в том виде, в каком они были написаны, уже не восстановишь. К тому же и память у меня уже не та, и сам я уже не тот – инвалид первой группы из категории престарелых.

      Было и такое. Еще в самом начале войны в Чечне отправленные через твоих земляков (ты их хорошо знаешь) моей женой бумаги и кое-какая одежда до меня не дошли. Сказали, что во время бомбежки лошадь, привязанная к дереву, сорвала узды и  со всеми моими вещами  пропала. Вот такую чушь несли  мне люди, которые считали себя самыми чистыми мусульманами на Кавказе.

 

     - Это как у Моллы Насреддина!

 

      - Было еще и такое. После возвращения навещавшим меня я читал составленную за рубежом небольшую книгу еще неопубликованных стихов. Все, кто их слушал, приходили в восторг, называли меня непревзойденным,  единственным и т.д. Но как-то кто-то попросил  их, чтобы переписать для себя. И я отдал с просьбой как можно быстрее вернуть, подчеркнув (напрасно!), что другого экземпляра у меня нет. Вспомнил я об этом по истечении достаточно длительного периода, а кому отдал так и не могу вспомнить вот уже два года. Всех расспрашивал, все качают головой. Обидно! Но надежда еще теплится.
Категория: книги | Добавил: saidov-ak (23.12.2007)
Просмотров: 451 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz